В данном законе установлено, что бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты (за исключением ИП, лиц, занимающихся частной практикой, структурных подразделений иностранных организаций). Таким образом, от ведения бухгалтерского учета не освобождаются субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН.
Законом также разрешается организациям разрабатывать собственные формы первичных документов вместо унифицированных форм, содержащие обязательные реквизиты. Образцы самостоятельно разрабо-танных форм должны отражаться в учетной политике организаций.
Кроме того, согласно новому закону бухгалтерская отчетность будет считаться составленной в соответ-ствии с требованиями законодательства после подписания ее руководителем (ИП, лицом, занимающимся частной практикой), т.е. обязательной подписи отчетности главным бухгалтером не требуется. Согласно новым правилам в отношении бухгалтерской отчетности запрещается устанавливать режим коммерческой тайны.
Новый закон также определяет обязательные реквизиты регистров учета, особенности формирования отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, и закрепляет порядок разработки и утвер-ждения национальных стандартов в области бухучета.
Вступить в силу новый закон о бухучете должен с 1 января 2013 г.
Во втором и третьем чтениях принят закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюд-жетные фонды".
Для плательщиков страховых взносов, не имеющих льгот, общий тариф взносов в государственные вне-бюджетные фонды снизится с 34% до 30%, в том числе: ПФР - 22%, ФСС - 2,9%, ФОМС - 5,1%. При этом, с сумм, превышающих 512 000 руб., страховой тариф составит 10%.
Для льготных категорий плательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности, ставка страхового тарифа будет снижена до 20%, в том числе: в ПФР - 20%, в ФСС - 0% и в ФОМС - 0%.
Кроме того, установлена обязанность работодателей уплачивать страховые взносы в ПФР за каждого трудового мигранта (за исключением высококвалифицированных специалистов) в полном объеме, как за гражданина РФ. При этом должно соблюдаться одно условие - трудовой контракт с таким работником должен быть заключен на срок не менее 6 месяцев.
Также, введены штрафы за нарушение порядка уплаты страховых взносов: за непредставление в срок расчета по начисленным и уплаченным взносам - 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% от этой суммы и не менее 1000 руб.
Данные изменения вступят в силу с 1 января 2012 года.
ФНС РФ разъяснен порядок вступления в силу изменений, внесенных в НК РФ, в части освобождения от налогообложения НДС отдельных опера-ций
В Письме ФНС РФ даны разъяснения в отношении статей 146 и 149 НК РФ. В частности, сообщается, что от налогообложения НДС освобождаются в том числе:
с 1 октября 2011 года
с 1 января 2012 года
Письмо ФНС РФ от 07.10.2011 N АС-4-3/16572@ "Об изменениях и дополнениях статей 146 и 149 Налогового кодекса РФ"
Суммы НДС по товарам (работам, услугам), расходы по которым учиты-ваются равномерно в течение периода, принимаются к вычету в полном объе-ме
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), расходы по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ не нормируются, а учитываются равномерно в течение периода, принимаются к вычету в полном объеме в случае их использования для операций, облагаемых НДС.
Письмо Минфина РФ от 05.10.2011 N 03-07-11/261
Новый порядок документального подтверждения обоснованности приме-нения ставки 0% должен применяться в отношении товаров (работ, услуг), отгру-женных (выполненных, оказанных) после 1 октября 2011 года
В Письме ФНС РФ сообщается, что в отношении предусмотренных подпунктами 1, 8, 21 - 28, 3, 31, 4, 5, 9, 91 пункта 1 статьи 164 НК РФ товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 1 ок-тября 2011 года, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% выписка из банка не представляется, а полученная выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если отгрузка товаров, выполнение работ или оказание услуг были осуществлены до указанной даты, то следует руководствоваться ранее установленным порядком, действующим до внесения изменений в Налоговый кодекс РФ.
Письмо ФНС РФ от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17228@ "О пересчете выручки, полученной в иностранной валюте"
ФАС Московского округа поддержал позиции организации о том, что вы-чет суммы НДС возможен в более поздних периодах, чем получен счет-фактура
По результатам камеральной проверки организации инспекцией было отказано в вычете сумм НДС в 3 квартале по счетам-фактурам, полученном в 1 и во 2 кварталах.
Организация оспорила решение инспекции в суде и арбитры встали на ее сторону, указав, что организацией соблюдены все условия, установленные ст. 171-172 НК РФ, для принятия к вычету сумм НДС.
Постановление ФАС Московского округа от 27.10.2011 №А40-122187/10-127-692
Первичные документы, соответствующие требованиям и составленные в электронном виде могут учитываться налоговыми органами в рамках применения статьи 252 НК РФ
В Письме ФНС РФ разъяснено, что первичные документы, составленные в бумажном или электронном виде с ЭЦП, соответствующие установленным требованиям, имеют одинаковую юридическую силу и возла-гают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности. Следовательно, электронные документы наряду с их бумажными аналогами могут применяться как при взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой, так и при ведении бухгалтерского и налогового учета.
Письмо ФНС РФ от 05.10.2011 N ЕД-4-3/16368@ "Об отдельных вопросах применения электронных документов"
Минтрансом РФ разъяснены отдельные вопросы в отношении примене-ния транспортных документов при перевозке товаров автомобильным транспор-том
В Письме Минтранса РФ сообщается, что при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов, в том числе между государствами - членами Таможенного союза, подтверждением заключения договора перевозки является международная накладная, которая должна содержать сведения, установленные положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписан-ной в г. Женеве 19 мая 1956 года. В настоящее время наиболее распространено применение международной транспортной накладной CMR.
Транспортная накладная (ф. ТН, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N272) и товарно-транспортная накладная ТТН (ф. 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года N 78), используются при осуществлении перевозок грузов по территории РФ. При этом, использование транспортной накладной ТН не исключает необходимость оформления товарно-сопроводительных документов, предназначенных для бухгалтерского и складского учета движения товаров (товарно-транспортной накладной ф. 1-Т, товарной накладной ф. ТОРГ-12, форма N СП-31 и др.), и транс-портная накладная ТН не заменяет эти документы, поскольку для учета движения товаров она не предназначена.
При осуществлении перевозки грузов собственным транспортом транспортная накладная ТН не оформляется, для обеспечения бухгалтерского и складского учета движения товаров используются указанные выше товарно-сопроводительные документы.
Письмо ФТС РФ от 13.10.2011 N 04-34/49597 "О направлении информации"
Утвержден новый Порядок представления сведений о доходах физиче-ских лиц
Данный Порядок предназначен для налоговых агентов, от которых или в результате отношений с кото-рыми гражданин получил доход. Сведения о доходах представляются налоговыми агентами по форме 2-НДФЛ в бумажном виде, на электронных носителях (на дискетах 3,5", дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти) или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). При представлении сведений в бумажном виде и на электронных носителях к сведениям необходимо приложить "Реестр сведений о доходах физических лиц на 20__ год" (по форме, утвержденной в приложении к данному Порядку).
Сведения на бумажном носителе считаются принятыми при условии прохождения контроля "заполне-ния" на наличие всех необходимых реквизитов.
Сведения на электронных носителях и по ТКС считаются представленными, если они прошли формат-ный контроль.
При представлении сведений по ТКС налоговый орган обязан передать налоговому агенту извещение о получении электронного документа. Кроме того, в течение 10 дней с даты отправки сведений налоговый орган должен также направить налоговому агенту упомянутые выше Реестр сведений о доходах и Протокол приема сведений.
Приказ ФНС РФ от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц"
В сентябре 2011 года значение коэффициента Кц, корректирующего нало-говую ставку НДПИ в отношении нефти, определено в размере 11,4029
В августе этого года значение коэффициента Кц составляло 10,4155. Изменение значения коэффициента обусловлено прежде всего изменением уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В сентябре цена на нефть составила 112,54 долл. США за баррель. Еще один показатель, исходя из которого рассчитан данный коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода.
Письмо ФНС РФ от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17213@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2011 года"
Платежи, перечисленные ошибочно налогоплательщиком на счет Феде-рального казначейства другого субъекта РФ, должны быть возвращены
В Письме Минфин РФ рекомендует налогоплательщику взаимодействовать с налоговыми органами и территориальными органами Федерального казначейства РФ субъектов РФ (на территории которого налогоплательщик числится на учете в налоговом органе и на территории которого ошибочно был зачислен платеж) при проведении операции по возврату соответствующих сумм платежей.
В приложении к письму приведена форма письменного обращения налогового органа в территориальный орган Федерального казначейства РФ о возврате ошибочно перечисленных сумм на-логоплательщика.
Письмо Минфина РФ от 10.08.2011 N 02-04-09/3641 Об урегулировании вопроса возврата сумм платежей, ошибочно перечисленных налогоплательщиком на счет территориального органа Федерального казначейства
Проценты за задержку возврата сумм, излишне взысканных налоговыми органами, начисляются независимо от формы возврата данных сумм
В Письме ФНС РФ сообщает, что положения НК РФ увязывают начисление процентов на излишне взысканную сумму налога с незаконной задержкой возврата сумм, причитающихся налогоплательщику. При этом, не имеет значения, в какой форме будет произведен возврат излишне взысканного налога - на банковский счет налогоплательщика или зачет.
Письмо ФНС РФ от 21.09.2011 N СА-4-7/15431 О порядке начисления процентов при несвоевре-менном зачете
С 1 ноября 2011 года изменяются ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров из нефти
Ставка вывозной пошлины для нефти сырой составит 393 доллара США за 1000 кг, топлива жидкого, масел, отработанных нефтепродуктов, легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы - 259,3 доллара США. Ставка пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составит 236,5 доллара США, бензин товарный и бензин прямогонный - 353,7 доллара США.
Постановление Правительства РФ от 25.10.2011 N 862 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории РФ и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
Росздравнадзором даны разъяснения в отношении оформления лицензий для отдельных видов деятельности
В Письме Росздравнадзора сообщается, что организации, имеющие намерение прекратить лицензируемый вид деятельности, обязаны направить в лицензирующий орган заявление о прекращении деятельности и оригинал действующей лицензии не позднее чем за 15 календарных дней до даты фактического прекращения.
Письмо Росздравнадзора от 26.10.2011 N 04И-1000/11 "О лицензировании"
При досрочном возврате гражданином процентного займа, полученного на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью, необходимо уведомлять заимодавца
Заемщик-гражданин имеет право возвращать процентный займ, предоставленный для личного, семейного, домашнего или иного использования без получения согласия займодавца, при условии его уведомления не менее чем за 30 дней.
Сумма процентного займа, предоставленного под иные цели, может быть возвращена досрочно только с согласия займодавца.
Федеральный закон N 284-ФЗ о 19.10.2011 "О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса РФ"
Установлены страховые тарифы по обязательному страхованию граж-данской ответственности владельца опасного объекта, действующие с 01 января 2012 года
Правительством определены базовые ставки данных страховых тарифов и коэффициенты к базовым ставкам. На период до 31 декабря 2016 года включительно коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев установлен равным единице.
Кроме того, при расчете страховой премии страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
Постановление Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии"
Утверждены Методические рекомендации, применяемые при составлении сметных расчетов на строительство объектов с использованием ГСНов
Сметные расчеты, выполняемые с применением государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства, используемых при планировании инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, рекомендуется составлять с учетом указанных Методических рекомендаций.
Нормативы определяются строительными организациями по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его характеристик мощности. Продолжительность строительства объектов, показатель мощности которых отличается от приведенных в сборниках и находится в интервале между ними, определяется интерполяцией.
Стоимостные показатели по объекту, полученные с применением соответствующих нормативов, суммируются, прибавляется величина НДС. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в нормативах, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов.
Приказ Минрегиона РФ от 04.10.2011 N 481 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры"
Утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства
В соответствии с Правилами решение о консервации объекта принимает застройщик либо уполномоченное им лицо (заказчик).
После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) обязан провести совместно с подрядчиком инвентаризацию выполненных работ по строительству или реконструкции объекта, обеспечить разработку технической документации, необходимой для консервации объекта, и провести работы по консервации - монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов, освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварку люков и крупных отверстий, отключение инженерных коммуникаций, ограждение объекта и т.д.
О принятом решении о консервации объекта, так же как и о возобновлении строительства, застройщик (заказчик) обязан уведомить орган, выдавший разрешение на строительство, и орган государственного строительного надзора (в случае, если строительство подлежит надзору).
Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства"
Разработаны новые федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011, 8/2011, 9/2011)
ФСАД 7/2011 "Аудиторские доказательства" заменяет действующий ранее ФПСАД №5 и определяет требования к выбору и выполнению процедур в ходе аудита для получения информации о достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
ФСАД 8/2011"Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам" определяет требования к порядку проведения аудита отчетности, составленной, например, по правилам налогового учета, отчетности, отражающей доходы и расходы с использованием кассового метода, отчетности, содержащей финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным уполномоченным органом, и т.д.
ФСАД 9/2011 "Особенности аудита отдельной части отчетности" применяется при проведении аудита отдельного отчета, входящего в состав отчетности, отдельной статьи отчета, отдельного счета и т.д.
Приказ Минфина РФ от 16.08.2011 N 99н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской дея-тельности (ФСАД 5/2010) "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", утвержденный Приказом Министерства финансов РФ от 17 августа 2010 г. N 90н"
ФСС РФ даны разъяснения о порядке регистрации страхователей, уплате страховых взносов, предоставлении отчетности
В Письме ФСС РФ сообщается, что ИП, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и иные физические лица, применяющие наемный труд, имеют обязанность по регистрации в качестве страхователей в ФСС РФ в случае привлечения работников по трудовым договорам.
Срок подачи заявления для регистрации в качестве страхователя составляет 10 дней со дня заключения трудового договора.
ФСС разъяснен порядок регистрации юридических лиц в качестве страхователей, уплаты ими страховых взносов и представления отчетности, а также рассмотрены вопросы регистрации ИП в случае привлечения труда работников на основании договоров ГПХ, отсутствия наемных работников, ответственности за нарушение срока регистрации в ФСС РФ.
Письмо ФСС РФ от 23.08.2011 N 14-03-11/08-9440 <О направлении Разъяснений о регистрации страхователей в Фонде социального страхования РФ, уплате ими страховых взносов и представлении отчетности в ФСС РФ
Определена форма справки о кадастровой стоимости земельного участ-ка
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка, вне-сенные в государственный кадастр, предоставляются бесплатно по запросам заинтересованных лиц.
Приказ Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 530 "Об определении вида предоставления внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка"
Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по г. Москве в IV квартале 2011 года не изменилась и составляет 77500 руб-лей
Определена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ, применяемая для расчета размеров социальных выплат, выделяемых для всех категорий граждан, которым указанные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых по-мещений.
В IV квартале 2011 года средняя рыночная стоимость составит, в частности, для:
Приказ Минрегиона РФ от 26.09.2011 N 462 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на четвертый квартал 2011 года"
Утвержден порядок ведения учета организациями и ИП образовавшихся, использованных, обезвреженных и размещенных отходов
Данный Порядок не распространяется на ведение учета в области обращения:
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу и организации (ИП) в целом, на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности.
Данные учета оформляются в письменном или электронном виде по прилагаемому к Порядку образцу и обобщаются по итогам очередного квартала, а также очередного календарного года, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обра-щения с отходами"
Официальным опубликованием федерального закона, нормативного акта Федерального Собрания будет считаться их размещение на "Официальном интер-нет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)
В соответствии с проектом федерального закона на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) будут размещаться (опубликовываться) федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ. Кроме того, на указанном интернет-портале могут быть размещены (опубликованы) иные правовые акты Правительства РФ, других органов государственной власти РФ, законы и правовые акты субъектов РФ.
Проект Федерального закона N 568029-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"
Разработан проект закона "Об отходах производства и потребления", со-держащий меры, стимулирующие вовлечение отходов в оборот хозяйствующих субъектов в качестве вторичных материальных ресурсов
Согласно законопроекту организации и ИП - производители и продавцы тары, пригодной для многоразового использования, обязаны обеспечивать на территории субъекта РФ, на которой они осуществляют свою деятельность, прием тары, возвращаемой для многоразового использования, и оплату ее залоговой цены в порядке, установленном органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Также, проектом закона предусмотрено освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах размещения отходов.
Организации и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, должны будут ежегодно предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета сведения по установленной форме об объемах образования и использования лома и отходов цветных и черных металлов.
Проект Федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами"
Минприроды РФ разработаны Критерии отнесения отходов к классам опасности по степени воздействия на окружающую среду
Разработанные Критерии предназначены для юридических лиц и ИП, на которых возложена обязанность по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности, а также для Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов.
Действие Критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений.
Проект приказа Минприроды России "О критериях отнесения отходов к классам опасности по степени воздействия на окружающую среду"
Разработан проект закона, определяющего порядок формирования феде-ральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг
Предполагается, что разработанный проект заменит действующий закон о госзакупках и будет регулировать отношения от этапа планирования государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг до аудита результатов исполнения контрактов. Законом вводятся персональная ответственность заказчиков за результат, институт общественного контроля закупок, публикация заказчиком на официальном сайте планов закупок, информации о конкурсах и отчетов о выполнении контракта, а также ряд других новаций, направленных на повышение прозрачности и эффективности в указанной сфере деятельности.
Предусмотрено, что положения законопроекта применяются также к отношениям в сфере формиро-вания, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Проект Федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг"
С 1 января 2013 года может быть введена государственная монополия на производство и оборот этилового спирта
Законопроектом предусмотрено, что деятельность по производству и обороту этилового спирта будутт осуществлять только организации, в уставном капитале которых доля участия РФ составляет более 50%. Перечень данных организаций, а также порядок их деятельности по производству и обороту этилового спирта будет устанавливаться Правительством РФ.
Приобретение этилового спирта у названных организаций для последующего производства алкогольной и спиртосодержащей продукции или использования для собственных нужд вправе осуществлять также иные организации, отвечающие требованиям Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто-содержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Проект Федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта"